Самообразование

 Профессия воспитателя дошкольного образования очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.

ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ТЕХ ПРОФЕССИЙ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ПОСТОЯННОГО САМООБРАЗОВАНИЯ.

Самообразование — ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ПО РАСШИРЕНИЮ И УГЛУБЛЕНИЮ СВОИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, РАЗВИТИЮ ИМЕЮЩИХСЯ И ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

Основные направления самообразования воспитателей:

  • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
  • исследование новой научно-методической литературы
  • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
  • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
  • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
  • совершенствование общего уровня развития.

План работы по самообразованию

План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы.

План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

  • Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
  • Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
  • Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
  • Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
  • Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
  • Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
  • В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
  • В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
  • Нужно запланировать анализ полученных результатов.
  • Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

Темы по самостоятельному образованию

Тему может дать методист детского сада, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.

«Совет. Вы можете предложить и утвердить свою тему по самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически значима и полезна для улучшения образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения».

Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:

  • Каждый учебный год новая тема.
  • Обширная тема на несколько лет.

Тема должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования детей. Целесообразно выбирать тематику для самообразования с учётом опыта и педагогического стажа.

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
 
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ОПЫТОМ РАБОТЫ БОЛЕЕ 5 ЛЕТ
 
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
СОВРЕМЕННЫЕ  ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

ОПЫТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
 
ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА И ПОМОЩИ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, ОСНОВАННАЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
 
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
•КОНСУЛЬТАЦИЯ
•ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ, СЕМИНАРЕ–ПРАКТИКУМЕ
•ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
•ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
•МАСТЕР-КЛАСС
•ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ, ДОСУГОВ
•НАГЛЯДНО–ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
•КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
•СООБЩЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
 

Советы педагогам, занимающимся самообучением

  • Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
  • Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный источник.
  • Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
  • Будьте открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки.
  • Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в дошкольном образовании.
  •  
  • ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САМООБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОТКРЫТИЕ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, А НЕ ПАССИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ.
    ТАКИМ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ИЗ РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РЕЖИМ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА.
     
    •С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ «GOOGLESITES» –  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС, ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА КОТОРОГО СОДЕРЖИТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.
свернуть