Охрана труда

             

Всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда — актуальный праздник для всего мира. Мало того, что этот праздник в очередной раз говорит о том, насколько важно следить за безопасностью рабочих, он является ещё и днём памяти всех тех, кто погиб, получил травмы или профессиональные болезни на работе.

Другое название праздника «День работников охраны труда». Для представителей данной специальности праздник является профессиональным.

Праздник и памятный день каждый год проходит в единую дату — 28 апреля

В такой день всем стоит задуматься, что правила на том или ином месте работы придуманы не просто так. Больше того, многие из таких правил и ограничений были введены уже после несчастных случаев, событий и ситуаций, в результате которых страдали или погибали люди.

Не все люди осознают опасность на своей работе. Самоуверенность часто играет с людьми злую шутку. Особенно это опасно на заводах, фабриках, предприятиях, складах, строительстве, работах связанных с движением по дороге и так далее. Нарушение правил безопасности может обернуться страшной трагедией, что, к сожалению, в мире до сих пор случается и является далеко не редкостью.

История праздника «Всемирный день охраны труда» началась в 1989 году в США. Тогда профсоюзы и рабочие провели «День памяти погибших работников», что стало началом становления праздничного дня, который актуален сегодня. Проводятся разнообразные мероприятия для привлечения внимания чиновников, специальных организаций, а также самих работников к проблемам безопасности.

Современное название праздник получил в 2003 году. Тогда его официально учредила Международная организация труда (МОТ). По сведениям данной организации, каждый день (!) на рабочих местах в мире погибает 5-6 тысяч человек, и ежегодно данная цифра растёт.

Несчастные случаи могут быть связаны как с игнорированием правил самими работниками, так и с желанием работодателя сэкономить на соблюдении техники безопасности.

В этот день проходит множество разнообразных мероприятий. Круглые столы, выставки, конференции, собрания на предприятиях. Они могут иметь разный характер.

В ходе одних мероприятий обсуждаются новые способы защиты работников от травм, несчастных случаев и профессиональных болезней, обсуждаются последние новшества и нововведения в данной области. На других обсуждаются проблемные моменты, с целью привлечь к ним внимание начальства, общественных организаций, правительства. Третьи поднимают вопрос донесения до самих работников информации о необходимости соблюдения охраны труда, так как многие игнорируют самые важные из них и тем самым подвергают себя риску. В последнем случае это могут быть лекции, практические занятия по обеспечению безопасности, просмотры видео, предложение мер по защите трудящихся.

Помимо тех мероприятий, что были описаны выше, проходят и памятные мероприятия в честь тех, кто погиб на производстве.

свернуть

Пропаганда охраны труда

Неотъемлемой частью профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений является пропаганда охраны труда.

Цели и задачи пропаганды охраны труда:
  • побуждение и постоянное поддержание интереса к охране труда;
  • убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по охране труда;
  • воспитание сознательного отношения к охране труда;
  • популяризация новых средств обеспечения безопасности труда;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности;
  • создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.
Для осуществления пропаганды охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.

Формами пропаганды охраны труда являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, экскурсии, выставки, кинодни и т. п.

Методыпропаганды охраны труда (приемы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов труда, лекции, беседы, консультации и т. п.

Средствами пропаганды охраны труда служат кино, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, "молнии" об авариях, несчастных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки охраны труда.

Правильно организованная пропаганда охраны труда должна постоянно напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.

Плакаты играют важную роль в системе пропаганды по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Плакат обладает возможностью воздействия на максимально широкую аудиторию. Лаконичность рисунка, фотографии, призывный текст обеспечивают высокую эффективность восприятия материала. К преимуществам плакатов относятся также гибкость и разнообразие тематики, простота изготовления и невысокая стоимость.

Плакаты по охране труда классифицируются следующим образом:

по назначению:
  • учебные - содержат сведения по вопросам охраны труда учебного характера. Применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда. Их цель - представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения;
  • инструктивные - предписывают отдельные нормы и правила безопасности или запрещают опасные приемы работы. Их цель - сформировать у работников готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда;
  • агитационно-пропагандистские -призывают к безопасному поведению, пропагандируют передовой опыт в области охраны труда. Их задача - сформировать у работников общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда;
  • информационные - содержат различные сведения по вопросам охраны труда (о проведении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т. д.);
по широте использования:
  • общие (межотраслевого применения) - могут быть использованы в нескольких отраслях народного хозяйства;
  • специфические (отраслевого применения) - используются только в какой-нибудь одной отрасли народного хозяйства;
по художественному оформлению:
  • шрифтовые - содержат в основном текст (с изображением или без изображения);
  • изобразительные - несут в себе в основном изображение (с тестом или без текста). Среди них различают рисованые, фотографические, фотомонтажные;
по изобразительному решению:
  • реалистические - плакаты с конкретным, близким к жизни содержанием;
  • пиктографические - человек и другие объекты изображаются на таких плакатах с помощью пиктограмм;
  • символические - основное место в них занимает изображения-символы;
  • карикатурные - преобладает изображение человека в карикатурном виде;
по тональности:
  • нейтральные - сообщают о чем-либо, констатируют факты;
  • драматические - акцент в таких плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий;
  • сатирические, юмористические - в изображении отдельных объектов или ситуаций в целом присутствуют сатира, юмор.
Применяется также классификация плакатов по характеру воздействия: внушающие, убеждающие, обучающие; по способу передачи информации: рациональные (пояснение требуемого поведения, сообщение о нормах и правилах), эмоциональные; по месту экспозиции: уличные и комнатные; по длительности экспозиции: краткосрочного или длительного применения. Последние изготавливают из прочных материалов (жесть, эмаль, картон).

Кроме того, плакаты различают по способу печати (высокая, плоская, офсетная, фототипная, глубокая, трафаретная, ксерокс, ротапринт) и по дополнительным элементам полиграфического оформления (лакированные, с припрессованной пленкой, наклеенные на картон или ткань, окантованные, тисненые и т. д.).

Существуют разные критерии оценки эффективности плаката по охране труда, например, частота применения рекомендаций плаката, степень доверия к нему, процент запоминаемости его содержания.

По содержанию плакат должен быть актуальным, информация, содержащаяся в нем, - новой. При этом необходимо оригинальное художественное решение и эмоциональное изложение темы. В то же время изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной. И, конечно, плакат должен выглядеть приятно и привлекательно.

В плакате должна быть четко определена идея. Существует три типа идей.

Первый тип основан на обстоятельствах, вызывающих к себе положительное отношение.

Второй тип строится на показе негативного факта и его последствий. Цель воздействия - побуждение отрицательного отношения к изображаемому через осознание опасных последствий несоблюдения определенных правил.

Третий тип строится на противопоставлении отрицательного и положительного действий. Основная идея выражается, таким образом, в показе как минимум двух действий и характеризуется напряженностью, динамичностью.

Композиция плаката должна обеспечивать такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов, которое сразу выявляло бы центр смысловой нагрузки. Абстрактная манера, хотя бы в силу своей многозначности, в плакате нежелательна.

Изображение в плакате, безусловно, играет ведущую роль. Оно несет основной груз воздействия на человека, создания в его сознании нужного образа. Применяются самые разнообразные приемы - реалистический рисунок, фотография, символ, пиктограмма, коллаж и т. д.

Главное требование, предъявляемое к плакату, - это оригинальная, образная трактовка темы, новые художественные решения. В плакате предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы - круг, квадрат, прямоугольник; они усваиваются лучше других. Хуже всего воспринимаются фантастические формы. То же относится и к линиям. Прямые линии связаны в нашем сознании со спокойствием и ясностью. Изображения людей и животных привлекают гораздо больше внимания к плакату, чем вид неодушевленных предметов. В изображении человека главное, что останавливает взгляд, - это лицо.

Текст плаката должен быть краток, энергичен, доходчив, как любая настенная надпись. Лучше всего воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из трех-шести слов, но не в назидательном тоне.
свернуть

Изменения в Законодательстве по Охране труда от 28.06.2020г.

28 июня 2020 года вступили в силу несколько нормативных правовых актов по охране труда:

  1. Законом Республики Беларусь № 274-З внесены изменения в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»;
  2. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54 внесены изменения в порядок проведения стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
  3. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 55 внесены изменения в порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда;
  4. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51 утверждена новая Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях.
  5. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 44 внесены изменения в порядок разработки и принятия инструкций по охране труда;
  6. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 43 внесены изменения в порядок планирования и разработки мероприятий по охране труда;
  7. постановлением Министерства труда и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2020 № 45/47 внесены изменения в порядок проведения предсменного медосмотра и освидетельствования работающих;
  8. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 42 внесены изменения в Типовое положение о службе охраны труда организации;
  9. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 47 отменена Инструкция по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  10. постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 48 отменена Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации.

Что нового в Законе «Об охране труда»:

  1. Законом закрепляется сложившаяся практика, согласно которой при проведении работ, эксплуатации оборудования наниматель назначает лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ. Так, обязанности нанимателя дополнены нормой, предусматривающей назначение должностных лиц, ответственных не только за организацию охраны труда, но и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ.
  2. В целях создания условий для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам охраны труда без проведения проверки Законом устанавливается обязанность нанимателя предоставить по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии.
  3. Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
  4. Законом конкретизированы действия работающего по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, при реализации им права на отказ от выполнения работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья. Так, при отказе по указанным основаниям работающий по гражданско- правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
  5. В статье 32 Закона закреплена возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве. В случае отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствия изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам работающий, получивший производственную травму, вправе будет обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его обособленные территориальные подразделения или напрямую в суд.
  6. Закон дополнен двумя новыми статьями — 16-1 «Охрана труда работников-надомников» и 16-2 «Охрана труда домашних работников». В указанных статьях закрепляются особенности организации охраны труда указанных категорий работников.

Основные изменения при проведении стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих:

 Изменен перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда — исключена тема «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Пожарная безопасность», добавлены темы «Организация работы по управлению охраной труда» и «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности».

  1. Изменена форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда — изменено наименование граф.
  2. Изменена форма журнала регистрации инструктажа по охране труда — исключена графа 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел».

Примечание: в связи с тем, что в журналах старой формы есть возможность вносить все предусмотренные записи, старые журналы продолжаем вести до их окончания.

Основные изменения в деятельности комиссий для проверки знаний по охране труда:

  1. Новые формы протокола проверки знаний и удостоверения по охране труда.
  2. В состав комиссии необходимо назначать председателя, заместителя председателя и секретаря (ранее — председателя и членов комиссии).
  3. В состав комиссии организации можно включать работников юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда.
  4. Билеты для проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих должны быть утверждены председателем комиссии (ранее — просто должны быть разработаны).

Основные изменения при проведении контроля за соблюдением требований по охране труда:

  1. Предлагается внедрить систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.
  2. Виды контроля (ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный) дополнились новым «по мере необходимости». Его проводит специалист по охране труда.
  3. В организациях сферы услуг и микроорганизациях контроль может проводится с другой периодичностью, но не реже одного раза в месяц.
  4. Определено единственное лицо, которое может приостановить эксплуатацию оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств при угрозе жизни или здоровью работников и окружающих — руководитель организации или его заместитель (ранее запретить работу мог непосредственный руководитель). Возобновление эксплуатации запрещенного оборудования разрешено только с письменного разрешения руководителя организации или его заместителя по согласованию со специалистом по охране труда.
  5. Журнал ежедневного и ежемесячного контроля может быть один. Формы журнала нет, есть только его обязательное содержание.

За основу берем журнал ежедневного контроля.

  1. Отменена обязанность проведения Дней охраны труда.

Основные изменения при разработке инструкций по охране труда:

  1. Работодатели, не наделенные правом принятия локальных правовых актов, могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда без их утверждения.
  2. Инструкции по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
  3. Обязательная форма журнала учета выдачи инструкций по охране труда отменена.
  4. Небольшие изменения произошли в содержании инструкций по охране труда.

Основные изменения в порядке разработки мероприятий по охране труда:

  1. План мероприятий по охране труда не требуется согласовывать с уполномоченным лицом по охране труда работников (только с профсоюзом при его наличии).
  2. Исключен анализ результатов паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

Основные изменения в проведении предсменного медосмотра и освидетельствования:

  1. Теперь постановление распространяется только на работников, с которыми заключен трудовой договор (ранее — на работающих);
  2. Изменен и дополнен Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный медосмотр либо освидетельствование.
  3. Изменено определение термина «состояние наркотического или токсического опьянения», теперь это означает одновременно наличие наркотических и/или токсических веществ в биологических образцах и внешних признаков у работника (запах, шатающаяся походка и т.д.).
  4. Предсменный медосмотр проводится путем анализа выдыхаемого работником воздуха (ранее также можно было брать анализ крови).
  5. Отменена обязательная форма журнала предсменного медицинского осмотра работающих. Требования к его содержанию остались прежние.
  6. Предсменное освидетельствование может проводиться не только у рабочих, но и у служащих.
  7. Отменена обязательная форма журнала освидетельствования работающих. Требования к его содержанию остались прежние, журнал должен быть прошнурован, пронумерован и заверен подписью уполномоченного должностного лица (ранее — не требовалось).
  8. Удалено право работника, при несогласии с результатами освидетельствования, пройти медицинское освидетельствование в организации здравоохранения.
свернуть

Изменения в вопросах обучения, стажировки и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда

28 июня 2020 г. вступили в силу изменения в порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Об основных изменениях расскажем в данной статье.

Основные изменения, внесенные в Инструкцию № 175

  1. В п. 5 Инструкции № 175 добавлено требование о необходимости прохождения стажировки по вопросам охраны труда работниками, исполняющими обязанности временно отсутствующих работников.

Круг лиц, к которым применяется данное требование, ограничен и стал применяться только к работникам, а именно к физическим лицам, которые работают по трудовым договорам.

  1. В п. 6 Инструкции № 175 дополнительно введено требование к специалистам о прохождении ими стажировки при выполнении работ по профессиям рабочих, а также при выполнении отдельных видов работ с повышенной опасностью.

Также появилось новое требование о том, что не только специалисты, но и руководители проходят обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессиям рабочих или отдельным видам работ с повышенной опасностью в случае их выполнения.

  1. В п. 7 Инструкции № 175 появилось новое требование: работники-надомники при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование, проходят инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией № 175.
  2. В п. 8 Инструкции № 175 установлено требование о проведении обучения «основам законодательства об охране труда» перед началом трудовой деятельности обучающимися. В то же время исключено требование о том, где и кто проводит обучение основам законодательства об охране труда (ранее действовавшая редакция Инструкции № 175 предусматривала, что обучение проводится в учреждениях образования).
  3. В п. 9 Инструкции № 175 требования распространяются только на период прохождения практики, производственного обучения обучающихся, а также:
  • исключена необходимость проведения обучающимся стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • неопределенный термин о проведении какого-то «обучения» заменен на более понятный термин «обучение безопасным методам и приемам работы в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения практики, производственного обучения учащихся в учреждениях образования».

 Справочно:

аналогичное требование по организации проведения обучения по вопросам охраны труда установлено подп. 11.9 п. 11 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, с изменениями от 30.04.2020 № 42.

 

  1. В п. 11 Инструкции № 175 установлено, что организация обучения по вопросам охраны труда возлагается на службу охраны труда. В п. 5 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было установлено, что «обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров».
  2. В п. 16 Инструкции № 175 добавлено требование о проведении вводного инструктажа с обучающимися, проходящими в организации производственную практику.

В требованиях новой Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий» для соответствующих различных случаев проведения вводного инструктажа.

  1. В п. 18 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Допускается совмещать проведение вводного инструктажа с проведением противопожарного инструктажа при условии, что рассмотрение вопросов программы вводного противопожарного инструктажа согласно приложению 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 мая 2018 г. № 36, предусмотрено программой вводного инструктажа по охране труда в полном объеме».
  2. В п. 20 Инструкции № 175 расширены:
  • круг лиц, на которых можно возлагать обязанности по проведению вводного инструктажа при территориальной удаленности структурного подразделения, а именно на любое уполномоченное должностное лицо нанимателя. Ранее обязанности по проведению вводного инструктажа можно было возлагать только на руководителя данного структурного подразделения;
  • возможность проведения вводного инструктажа на удаленных объектах любым уполномоченным должностным лицом нанимателя.
  1. В п. 22 Инструкции № 175 добавлены случаи проведения первичного инструктажа по охране труда до начала самостоятельной работы:
  • с работниками при поручении выполнения новой для них работы;
  • с работниками при временном переводе их к другому нанимателю;
  • с работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.

Исключено требование о проведении первичного инструктажа по охране труда с работниками, переведенными с одного объекта на другой.

Вместо этого требования установлено новое – о необходимости проведения с работником первичного инструктажа на рабочем месте при поручении выполнения новой для него работы.

В данном новом требовании заключается правовая неопределенность. Например, на вопрос о том, считается ли перевод работника с одного объекта на другой выполнением новой для него работы или не считается, однозначного ответа нет.

Для соответствующих различных случаев проведения первичного инструктажа на рабочем месте в требованиях Инструкции № 175 стало применяться логичное разделение терминов «работник» и «работающий».

  1. В п. 31 Инструкции № 175 расширено изложение объема проверки усвоенных знаний по вопросам охраны труда, которой завершаются инструктажи по охране труда: «…содержащимся в инструкциях по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте <…> а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы» (в п. 60 ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 было только: «…проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы»).
  2. В п. 35 Инструкции № 175 установлено новое требование о том, что при наличии у должностных лиц, проводивших инструктаж по охране труда, и лиц, прошедших инструктаж по охране труда (в том числе принимаемых на работу), электронной цифровой подписи допускается регистрация вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа и стажировки в электронном виде путем оформления в виде электронных документов журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда или личной карточки по охране труда (в случае ее применения) с соблюдением норм Закона об электронном документе.
  3. Пунктом 36 Инструкции № 175 установлено следующее: «Работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее – стажировка) и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда».

Появилось свое название для проверки знаний при приеме на работу, а именно новый термин «первичная проверка знаний по вопросам охраны труда».

Тем не менее в новой редакции Инструкции № 175 так и не устранена правовая неопределенность в применении критерия о необходимости прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.

Например, на вопрос о том, необходимо ли проводить стажировку и последующую проверку знаний по вопросам охраны труда или нет работнику, принятому на работу, при наличии у него перерыва в выполнении работы с повышенной опасностью менее одного года, не каждый руководитель или специалист даст правильный ответ.

  1. В п. 37 Инструкции № 175 конкретизирован термин для лица, под руководством которого проводится стажировка, – «руководитель стажировки».

Применяется более универсальный подход при выборе лиц, из числа которых назначается руководитель стажировки. Также указано, что ознакомление с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки необходимо проводить под роспись.

  1. В п. 39 Инструкции № 175 несколько изменений:
  • перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, объединен с перечнем должностей служащих;
  • снова появилось ранее отмененное правило о том, что продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах;
  • установлена возможность прохождения стажировки в другой организации для рабочих и специалистов, работающих не только в микроорганизациях.
  1. Новая редакция п. 41 Инструкции № 175 разрешает не проводить стажировку по решению руководителя организации в случае, если рабочий проходил производственное обучение в организации на оборудовании, на котором он будет впоследствии работать, непосредственно перед допуском к самостоятельной работе.
  2. В п. 43 Инструкции № 175 появилось новое требование: «Руководители и специалисты, являющиеся членами соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда».
  3. Требования п. 47 Инструкции № 175 ранее были установлены в п. 9 прежней редакции Инструкции № 175.

В ранее действовавшей редакции было установлено требование об уведомлении работников о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее чем за 15 дней, но не было конкретизировано:

  • каких дней: рабочих или календарных;
  • какой проверки знаний: первичной при приеме на работу, периодической, повторной или внеочередной.

В новой редакции Инструкции № 175 конкретизированы требования:

  • о количестве дней: «…за 15 календарных дней»;
  • о виде проверки знаний: «первичной и периодической».
  1. В п. 50 Инструкции № 175 установлено, что допуск работающих к самостоятельной работе осуществляется только приказом, и именно после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

А это означает, что приказом необходимо допускать к самостоятельной работе только тех работающих, которые включены в соответствующие перечни для прохождения проверки знаний, установленные в требованиях пп. 42 и 52 Инструкции № 175. В ранее действовавшей редакции Инструкции № 175 (п. 30) требование об оформлении допуска к самостоятельной работе относилось даже к тем рабочим, которые не выполняли работы с повышенной опасностью.

В действующей редакции Инструкции № 175 аннулировано требование о возможности допуска к самостоятельной работе записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда. Из-за этого во многих организациях возникнет необходимость создания новой процедуры:

  • определяющей лицо, ответственное за оформление проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе после прохождения им первичной проверки знаний по вопросам охраны труда (возникает вопрос: кого назначить?);
  • устанавливающей порядок оповещения данного лица об успешном прохождении работающим первичной проверки знаний по вопросам охраны труда и необходимости оформления проекта приказа (распоряжения) о допуске работающего к работе.
  1. В п. 11 прежней редакции Инструкции № 175 было установлено, что работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок, но до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

Из требований п. 54 новой Инструкции № 175 исключен ключевой критерий «до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний» – и соответственно возникает правовая неопределенность при решении вопроса о сроке проведения повторной проверки знаний работнику, не прошедшему периодическую проверку знаний.

Совет от автора: проводить повторную проверку знаний до истечения действия результатов предыдущей проверки знаний.

  1. В п. 56 новой Инструкции № 175:
  • конкретизировано требование о том, что внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится независимо от срока проведения первичной или периодической проверки знаний;
  • включено право работников службы охраны труда требовать проведения внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда.

В новой Инструкции № 175 из восьми приложений осталось семь: аннулирован Типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов.

Рассмотрим изменения в приложениях.

  1. Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда установлен в приложении 1 к новой Инструкции № 175.

В новом типовом перечне аннулированы вопросы:

  • «Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Способы защиты и действия в чрезвычайных ситуациях. Пожарная безопасность. Обеспечение пожарной безопасности и противопожарного режима в организации».

В то же время в п. 18 новой Инструкции № 175 установлена возможность совмещения вводного инструктажа по охране труда с проведением вводного противопожарного инструктажа при условии, что вопросы программы вводного противопожарного инструктажа включены в программу вводного инструктажа по охране труда в полном объеме. В целях уменьшения объема документации логично включить вышеуказанный вопрос в программу вводного инструктажа по охране труда.

В типовой перечень добавлен новый вопрос «Опасность поражения электрическим током. Требования электробезопасности». Ранее данный вопрос включался в программу (инструкцию) вводного инструктажа в соответствии с требованиями пп. 4.2.8 и 4.2.9 ТКП 181-2009, которыми установлено, что неэлектротехнический персонал, выполняющий работу, при выполнении которой может возникнуть опасность поражения электрическим током, должен при приеме на работу пройти вводный инструктаж по охране труда с изучением вопроса «Представление об опасности поражения электрическим током и правила оказания первой помощи потерпевшим».

Вывод: объем вопросов программы вводного инструктажа остался таким же, как и ранее, за исключением двух вопросов по страхованию и расследованию несчастных случаев и профзаболеваний.

  1. Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда установлена в приложении 2 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 3 указываются фамилия, инициалы уполномоченного должностного лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда (раскрывать полностью «Фамилия, имя, отчество» не требуется).
  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  1. Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда установлена в приложении 3 к новой Инструкции № 175.

В новой форме журнала:

  • в гр. 4 при необходимости указывается «отдельный вид работ (услуг)»;
  • в гр. 7 указывается «Название инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда или их номера (название программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте)». Ранее содержание графы излагалось обобщенно: «Названия документов или их номера»;
  • в гр. 11 продолжительность стажировки можно указывать не только в рабочих днях, но и в сменах.

Аннулирована гр. 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)», так как в соответствии с п. 50 новой Инструкции № 175 допуск работающих к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением).

 Справочно:

срок хранения журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 571 Перечня типовых документов № 140).

Справочно:

срок хранения журнала регистрации инструктажа по охране труда – 3 года после окончания ведения (п. 570 Перечня типовых документов № 140).

  1. Форма личной карточки по охране труда установлена в приложении 4 к новой Инструкции № 175.
  2. В Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 5 к новой Инструкции № 175), добавлен пункт о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда работниками-надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование.
  3. Форма удостоверения по охране труда установлена в приложении 6 к новой Инструкции № 175.
  4. Типовой перечень работ с повышенной опасностью установлен в приложении 7 к новой Инструкции № 175.

Количество работ с повышенной опасностью в перечне не изменилось, но имеются незначительные изменения в названиях видов работ, указанных в пп. 4, 6, 14, 16, 19, 36, 44, 45, 47, 62, 69, 73.

Отметим, что организациям, которые на основании типового перечня работ с повышенной опасностью утверждали свой перечень, следует привести его в соответствие с действующим законодательством, т.е. с новой Инструкцией № 175.

 Документы:

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (Инструкция № 175).

Закон Республики Беларусь от 28.12.2009  № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Закон об электронном документе).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Технический кодекс установившейся практики «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго Республики Беларусь от 02.05.2009 № 16 (ТКП 181-2009).

Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140, с изменениями от 06.03.2018 № 56 (Перечень типовых документов № 140).

 

свернуть

Мониторинг общественного инспектора по охране труда учреждения образования

Целью общественного контроля является:

  • создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
  • предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах,  не связанных с проведением проверок, а именно:

  • мониторинга мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
  • участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
  • иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).

Основные задачи общественного инспектора по охране труда:

  1. осуществление постоянного контроля в учреждении;
  2. выявление и предупреждение нарушений  нормативных требований охраны труда;
  3. оценка состояния условий труда работников, безопасности  производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
  4. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по Охране труда;
  5. принятие мер по устранению выявленных недостатков.

 

Для решения поставленных задач общественный инспектор по Охране труда выполняет следующие функции:

  1. регулярно осматривает  состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
  2.  контролирует:
  • соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
  • работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
  • своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
  • состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
  • обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
  • качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
  1. участвует в:
  • проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • паспортизации санитарно-технического состояния условий и Охраны труда;
  • работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
  • работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
  • проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
  • подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов. 
свернуть

Нормативные правовые акты

  1. ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторе по охране труда
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 года №30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  4. Алгоритм расследования несчастных случаев на производстве
  5. Информационное письмо о возможных последствиях нарушения требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины для работника
  6. Закон Республики Беларусь 23.06.2008 г. №356-З «Об охране труда»
  7. Закон Республики Беларусь 22.04.1992 г. № 1605- XII «О профессиональных союзах»
  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.09.2013 г. № 98 «Об утверждении типового положения о службе охраны труда организации»
  9. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 08.11.1999 г. № 144 «Об утверждении типового положения о кабинете охраны труда»
  10. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 03.06.2003 г. № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда»
  11. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2013 г. № 114 «Об утверждении Типового положения о комиссии по охране труда»
  12. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 02.01.2012 г. № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих»
  13. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 02.01.2012 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»
  14. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 29.07.2019 г. № 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих»

Планирование

  1. Постановление Министерства труда  Республики Беларусь 28.11.2013 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда» (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 30.04.2020 №43)
  2. Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений

Безопасность образовательного процесса

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования»
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24.12.2013 г. № 130 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами»
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 04.12.2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации»
  4. Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь
  5. Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 144
  6. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67
  7. Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом

Обучение, инструктажи

  1. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 г. № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда»(в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 29.05.2020 №55)
  2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 г. № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 29.05.2020 №54)
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 г. №176 «О порядке разработки и принятия локальных правовых актов по охране труда»(в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 30.04.2020 №44)

Аттестация

  1. Примерный перечень лабораторий, аккредитованных на исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда»
  3. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22.02.2008 г. № 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда»(в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 10.01.2020 №3)
  4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 г. № 209 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты»
  5. Приказ Министерства образования Республики Беларусь 24.11.1999 г. № 696 «Об утверждении отраслевых норм выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим учебных заведений, учреждений,..»
  6. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 15.10.2010 г. № 145 «Об установлении перечня средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, и о признании утратившим силу постановления Министерства труда Республики Беларусь от 19 апреля 2000 г. № 65»
  7. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.07.2009 г. № 93 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в организациях образования»
  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 г. № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»
  9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.10.2010 г. № 143 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111 и от 18 декабря 1997 г. № 116»
  10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.10.2010 г. № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную»
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.10.2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»
  12. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 27.06.2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»
  13. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.10.2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»

Несчастные случаи

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 07.08.2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками»
  2. Постановление Президиума Совета  Федерации профсоюзов Беларуси 24.04. 2014  № 96

Контроль

  1. Указ Президента Республики Беларусь 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»
  2. ПОЛОЖЕНИЕ о технической инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси (постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180)
  3. ПОРЯДОК осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур (постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180)
  4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.05.2020 № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях»
свернуть

Ответственность работников за нарушение требований законодательства об охране труда

За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.

Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК). За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.

Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к той или иной ответственности.

За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со ст. 42 ТК.

Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине.

За причинение в результате нарушений требований охраны труда имущественного ущерба нанимателю работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со ст.400-409 ТК.

Если в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность установлена ст.306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК). В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы.

Специальными статьями УК предусмотрена ответственность за конкретные преступления по охране труда и обеспечению безопасности работников.

Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

 Для привлечения к административной ответственности конкретного лица, необходимо наличие  противоправного деяния или вины.

Ч.1 ст.9.17 КоАП устанавливает за нарушение требований по охране труда штраф для физического лица от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо до 300 базовых величин.

Ст.9.20 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.

свернуть

Организация работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и несчастных случаев во время образовательного процесса в дошкольном учреждении

В государственном учреждении образования «Ясли-сад № 5 г.п. Болбасово» разработана определенная система по охране труда  и осуществлению комплекса мер по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников в процессе трудовой деятельности, профилактики, снижению производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, несчастных случаев во время образовательного процесса.

    Общее руководство работой и контролем за состоянием охраны труда в учреждении возложено на руководителя учреждением. Согласно своим должностным обязанностям по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для работников и образовательного процесса для воспитанников, работу по охране труда осуществляют: заместитель заведующего по основной деятельности и заведующий хозяйством. В свою очередь на воспитателей дошкольного образования и других педагогических работников возлагаются обязанности за осуществление безопасности образовательного процесса, профилактике детского травматизма, создание безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении образования.

   В учреждении ведется целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

      С целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте в учреждении ведется следующая работа:

- организация технических осмотров, состояния здания, оборудования, территории;

- обеспечение работников, необходимыми средствами защиты, материально – техническое обеспечение;

- организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- организация проверки знаний по вопросам охраны труда;

- организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно–технического состояния условий и охраны труда.

     Периодический контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет  профсоюзный комитет.

   В учреждении создана комиссия по проверке знаний по вопросам охраны труда у педагогических работников, технического и обслуживающего персонала.

     Своевременно проводятся инструктажи, ведется необходимая документация.

  Работники учреждения систематически информируются об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости.

   Наглядная агитация по охране  труда в учреждении представлена на стенде «Охрана  труда», информационном стенде «Пожарная безопасность»; на  странице сайта учреждения в разделе «Охрана труда».          

    

свернуть

Основные направления деятельности учреждения образования в области охраны труда

Основными направлениями деятельности учреждения  образования в области охраны труда является обеспечение:

  • соблюдения законодательных требований охраны труда;
  • постоянного улучшения условий и охраны труда;
  • снижения риска производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • постоянного выявления опасностей, оценки рисков и управле­ния ими;
  • финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в необходимых объемах;
  • обучения и повышения квалификации работников в области ох­раны труда;
  • реализации идеи о том, что безопасность труда — дело всех и каждого;
  • систематического информирования работников об условиях труда на рабочих местах.
свернуть

Памятки по охране труда

ПАМЯТКА №1 

ОХРАНА  ТРУДА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО САДА

  • Работай честно и добросовестно;
  • строго выполняй обязанности, возложенные на тебя Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями;
  • соблюдай дисциплину труда – вовремя приходи на работу, соблюдай установленную продолжительность рабочего времени;
  •  воздерживайся от действий, мешающих другим работникам выполнять свои трудовые обязанности;
  • вовремя и точно исполняй распоряжения руководителя;
  • соблюдай требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;
  • содержи свое рабочее место в чистоте и порядке;
  • соблюдай установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;
  • проходи в установленные сроки периодические медицинские осмотры;
  • знай номера телефонов экстренных вызовов:

101 - пожарная служба  МЧС

102 - милиция

103 - скорая помощь

104 - служба газа


ПАМЯТКА №2

ПРАВО РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь  работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам труда, проведение инструктажа по охране труда;
  • обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;
  • получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • личное  участие  или  участие  через  своего  представителя  в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда,  проведении  органами,  уполномоченными  на  осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания;
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утверждается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить  нанимателю  либо  уполномоченному  должностному  лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

ПАМЯТКА №3

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь работник обязан:

  • соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
  • выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным  договором,  соглашением,  трудовым  договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка;
  •  использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять  об  этом  непосредственного  руководителя  либо  иное уполномоченное должностное лицо нанимателя;
  • проходить  в  установленном  законодательством  порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;
  • немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
свернуть

Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

В целях развития культуры безопасности и гигиены труда, в соответствии с концепцией «Vision Zero», МАСО разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума.

Изображение

1. Стать лидером – показать приверженность принципам

Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда на вашем предприятии.

Каждый работодатель, директор и менеджер несёт ответственность за охрану труда на предприятии. Качество руководства определяет не только практику в области охраны труда, но и собственную привлекательность, успешность и устойчивость. Оно требует открытого взаимодействия и чёткой культуры управления. Качественное руководство характеризуется в том числе предсказуемостью, последовательностью и вниманием к деталям.

Директора и менеджеры показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами менеджеры, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.

2. Выявлять угрозы – контролировать риски

Оценка рисков является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно должны оцениваться аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации.

Вы поступаете рационально, анализируя угрозы и риски, чтобы предупредить производственные аварии и сбои, что позволяет вам оценивать потенциальные факторы риска, а также определять и документировать необходимые превентивные меры. Поэтому этим инструментом сегодня пользуются во всём мире.

Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников предприятия. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.

3. Определять цели – разрабатывать программы

Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе.

Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда на предприятии и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе, например, в рамках трёхлетней программы.

Существует несколько вариантов целенаправленного программного подхода: вы ставите целью неуклонное снижение числа производственных аварий, либо вы выделяете вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, эксплуатации вилочных погрузчиков и использованию индивидуальных средств защиты или снижению уровня загрязнения рабочей среды пылью. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что на предприятии предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.

4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации

Систематическая работа по совершенствованию охраны труда на предприятии – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя.

Имея высокоорганизованную систему охраны труда, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится!

Вам помогут перечни контрольных вопросов. Тем, кто хочет добиться большего, следует создать систему управления охраной труда как основу для постоянного совершенствования. Успешный аудит после её внедрения открывает путь к сертификации и признанию.

5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием

Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места являются обязательными условиями безаварийной работы. Кроме того, должно учитываться влияние производственной среды на здоровье работников.

Эффективные стратегии в области охраны труда предусматривают технические, организационные и индивидуальные меры. Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.

Естественно, не всегда имеется возможность использовать новейшие технологии. В таких случаях необходима модернизация. Уже доказала свою состоятельность практика информирования отдела снабжения о том, что на первом месте должны стоять вопросы безопасности и что безопасное оборудование должно быть частью любого производственного процесса. Необходимо помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время экстренного или планового ремонта и технического обслуживания, поскольку проведению этих работ зачастую препятствует конструктивные особенности объекта либо они проводятся без использования средств защиты или с их использованием в неисправном состоянии. Администрация предприятия должна не допускать подобных ситуаций.

6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки

Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.

После аварии часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и производственное оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Руководство компании несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности на предприятии и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям.

Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении представителей руководства и администрации предприятия!

7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия

Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!

Поощрение сотрудников к соблюдению правил техники безопасности является одной из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.

Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать правилам. Повышению мотивации способствует проведение регулярных интерактивных мероприятий и информационных дней, в ходе которых можно приобрести практический опыт и знания об охране труда. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию.

В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе.

Цель заключается в том, чтобы каждый работников заботился о себе, равно как и о своих коллегах. «Один за всех, все за одного»!

свернуть

7 золотых правил (видеоролики)

Службы, оказывающие наркологическую, психологическую, социальную помощь в Орше

Хватит пить — пора жить!

Специалист нарколог в Орше – это врач, который специализируется на профилактике и лечении алкогольной, наркотической и табачной зависимости.

Для людей, пристрастившихся к наркотикам или алкоголю, помощь этого специалиста становится единственной возможностью избавиться от зависимости, вернуться к полноценной жизни и восстановить свое здоровье.

Лечение нарколога – это не только снятие тяжелого состояния алкогольного или наркотического отравления. Это также подбор безопасной и действенной схемы медикаментозного лечения, назначение дальнейших рекомендаций, контроль состояния здоровья пациента на всех этапах кодирования и последующей реабилитации.

Мы осуществляем полный курс лечения от наркомании и алкоголизма

Помощь врача нарколога
при алкоголизме и наркомании

Социальная помощь:

Управление по труду, занятости и социальной защите населения. г.Орша, ул.Замковая, 11. тел. 54-88-78

 

Экстренная психологическая помощь “Телефон доверия”:

г.Орша, тел. 21-00-19 с 8:00 до 20:00

 

Республиканский “Телефон доверия для наркологических пациентов”:

8-801-100-21-21 по будням с 9:00 до 17:00

свернуть