Условия для детей с ОПФР

Группы интегрированного обучения и воспитания в нашем детском саду

Модель интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных учреждениях вместе со своими сверстниками есть во многих учреждениях дошкольного образования нашей республики.

Мы хотим познакомить родителей с тем, как процесс интеграции проходит на практике в нашем дошкольном учреждении.

- Что значит «интегрированная группа»?
- Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами. Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.
- Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?
- В общее количество детей группы входят и 3-4 ребенка с ОПФР. С особенными ребятами дополнительно занимается учитель-дефектолог. Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.
-В чем особенности интегрированной группы с практической стороны?
- Дети с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И здесь помощник воспитателя и воспитатель действуют совместно.
- Есть ли какие-то особенности во внешних условиях, обстановке (мебель, оборудование, игрушки)?
- Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.

То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.

Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтобы максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое). Материала такого практически нет. Выходим из положения, изготавливая своими руками, оказывают помощь родители.

- Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?
- Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.
-Как дети взаимодействуют между собой?
- Поначалу ребятам трудно найти контакт. Мы, взрослые, конечно, всячески стараемся помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.
- Как дело обстоит со специалистами для работы с детьми ОПФР?
-Помощь специалистов очень важна для последующей успешной адаптации в том же дошкольном учреждении. В нашем дошкольном учреждении с детьми с ОПФР работают учитель-дефектолог, воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.
- Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?
- Да. Для каждой категории - специальные образовательные программы.

- Подведем итог.
- Интегрированное образование в первую очередь должно помочь детям, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, информационной поддержкой родителей и общества в целом.